Задать вопрос
ФИО
Вопрос
E-mail
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

Независимая оценка

компетенций цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достоверная оценка текущего уровня знаний, навыков и умений человека станет первым шагом на пути построения персональной траектории его профессионального развития.

С этой целью к 2024 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» создается система независимой оценки компетенций цифровой экономики. Она обеспечивает всех субъектов цифровой экономики достоверными и валидными данными о компетенциях и квалификации кадров в стране и позволит:
Гражданам
Планировать персональные траектории профессионального развития и обучения, проводить оценку уровня компетенций
Работодателям
Привлекать квалифицированные кадры и сократить затраты на поиск и обучение трудовых ресурсов
Образовательным организациям
Синхронизировать программы обучения в СПО и ВО с запросами рынка труда и повышать востребованность выпускников
Независимая оценка компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ) — процедура подтверждения уполномоченной организацией уровня сформированности компетенций цифровой экономики, в том числе с использованием цифрового демонстрационного экзамена, аттестационных заданий и пр.

Как пройти независимую оценку в 2021 году?

В 2021 году любой желающий может бесплатно пройти комплексное тестирование по направлению «Цифровая грамотность» на цифровой платформе Университета 2035. Тест разработан РАЭК совместно с РЖД и Университетом 2035.
Пройдите комплексное тестирование и определите вектор для дальнейшего развития цифровых компетенций. По итогам успешной оценки выдается Электронный Сертификат.
5 направлений для оценки компетенций:
• Цифровые устройства и сети
• Цифровая безопасность
• Коммуникации и сотрудничество
• Работа с информацией и цифровым контентом
• Цифровая личность
Получить сертификат
Результаты тестирования и сертификат сохраняются в цифровом профиле. Для прохождения теста и получения Сертификата необходима регистрация на на платформе Leader-id.

Участники системы независимой оценки

Национальная система независимой оценки компетенций агрегирует информацию о тестировании на сервисах оценки, отобранных в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Подать заявку на участие
Университет 2035

Прошли оценку 2 333 человек.

Направление оценки: цифровая грамотность.

Компетенция:


  • Цифровые устройства и сети
  • Цифровая безопасность
  • Коммуникации и сотрудничество
  • Работа с информацией и цифровым контентом
  • Цифровая личность
ООО «НИИ мониторинга качества образования»

Прошли оценку 21 702 человека.

Направление оценки:

  1. Внешняя независимая оценка уровня образовательных достижений студентов (14 949 человека).
  2. Внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата (6 753 человека).

Компетенция:
  1. Компетенции цифровой грамотности в повседневном и профессиональном контексте.
  2. Профессиональные компетенции цифровой экономики.
Электронное образование Республики Башкортостан
Прошли оценку 78 человек.

Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.

Компетенция: технологическое предпринимательство и инновации.
Международная «Ассоциация специалистов по сертификации»
Прошли оценку 2 032 человек.

Направление оценки: цифровая грамотность, профессиональные и ключевые компетенции.

Компетенция: Олимпиада Траектория будущего.
Университет Минстроя НИИСФ РААСН

Прошли оценку 360 человек.

Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.

Компетенция:

  • Цифровая грамотность.
  • Цифровизация строительной отрасли — технологии информационного моделирования в строительстве.
  • Промышленный дизайн и 3D-моделирование.
Университет Минстроя НИИСФ РААСН
Прошли оценку 360 человек.

Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.

Компетенция:
  • Цифровая грамотность.
  • Цифровизация строительной отрасли — технологии информационного моделирования в строительстве.
  • Промышленный дизайн и 3D-моделирование.
АНО ПО ИТ ХАБ
Прошли оценку 1 587 человек.

Направление оценки: направления оценки.

Компетенция: компетенция

    Каталог сервисов независимой оценки компетенций

    Сервисы оценки компетенций цифровой экономики от компаний-участников национальной системы независимой оценки позволяют пройти тестирование и определить вектор для дальнейшего развития цифровой грамотности и профессиональных компетенций цифровой экономики. По итогам независимой оценки компетенций на онлайн-сервисах партнеров выдается Электронный сертификат.

    Узнать больше о системе независимой оценки

    Что такое компетенции цифровой экономики? Для чего они нужны?
    Речь идет о компетенциях, которые необходимы условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов, специфичные для деятельности человека в условиях широкого распространения и использования цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг.

    Это компетенции цифровой грамотности в повседневном и профессиональном контекстах, также профессиональные компетенции цифровой экономики и отдельно можно выделить ключевые компетенций цифровой экономики.

    Перечень ключевых компетенций цифровой экономики официально утвержден, на сегодняшний день их пять — коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Список не является окончательным, его предполагается обновлять регулярно, а компетенций, которые не относятся к числу ключевых, конечно же, гораздо больше.

    Для независимой оценки важно понимать, что владеть компетенцией человек может на разных уровнях. Простейший пример — владение программой Zoom для общения в цифровой среде. Условно говоря, базовый уровень — это умение принять приглашение к участию в сессии и ввести код доступа. Но есть и более продвинутый уровень, когда человек умеет передавать права организатора, создавать комнаты и распределять по ним участников, использовать интерактивные функции экрана, одновременно использовать Zoom с другими программами (например, с MIRO), а также понимает все ограничения этого инструмента.
    Почему речь идет о независимой оценке? От кого в данном контексте возможна зависимость?
    Оценка не должна зависеть от способа получения образования, например, от конкретной образовательный программы или организации, где человек учился, и это принципиальное условие. Уже много лет говорится о серьезной проблеме — разрыве между тем, чему учат в вузах и профессиональных колледжах, и тем, что требуют от их выпускников работодатели. В системе образования есть свои зачеты и экзамены, но нужна и внешняя оценка.

    В России существует множество систем оценки. Одни вызывают доверие, к другим стоит относиться настороженно. Задача независимой оценки компетенций цифровой экономики — выделить такие процедуры из уже существующих и создать новые, которым безусловно доверяли бы работодатели.

    В целях развития и продвижения цифровой грамотности и независимой оценки компетенций цифровой экономики по инициативе Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (Университет 2035) в этом году 18 компаний подписали соглашение о создании Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, в который уже вошли, в том числе ОАО «РЖД», РОЦИТ, ООО «НАФИ», НИУ ВШЭ, ПАО «Мегафон», АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», ООО «Севергрупп ТТ», ПАО «Ростелеком» и другие. Консорциум ведет активную работу по развитию компетенций цифровой экономики и приглашает в свой состав новые компании! С работой консорциума можно ознакомиться на сайте digcons.ru.
    Независимая оценка компетенций обязательно должна быть цифровой, дистанционной? Или возможны традиционные очные экзамены?
    Не имеет значения. Другой вопрос, что современные технологии позволяют сдавать практически любые экзамены дистанционно, а для идентификации личности экзаменуемого, защиты от списывания и подсказок существует прокторинг. К тому же, сдавая экзамен в цифровой среде, человек оставляет «цифровой след», который может пригодиться в будущем.
    В чем разница между национальной системой квалификаций и системой независимой оценки компетенций?
    Это разные системы, хотя иногда они пересекаются и взаимодополняют друг друга. Задача независимой оценки квалификаций — определить, соответствует ли работник требованиям профессионального стандарта: может ли он работать лифтером или, скажем, специалистом по управлению персоналом. Требования профессиональных стандартов достаточно общие — например, человек должен владеть деловой этикой или современными программными продуктами, а какими конкретно — не указывается. В независимой оценке компетенций цифровой экономики требования к компетенции должны быть четко описаны, однозначно трактоваться и работниками, и работодателями.

    С другой стороны многие работники в принципе не подходят ни под один профессиональный стандарт, оценочных средств в системе квалификаций для них не предусмотрено. Если у человека нет опыта работы или соответствующего образования, по формальным требованиям он не соответствует требованиям профессионального стандарта, хотя у него есть все знания и умения, необходимые для выполнения трудовой функции. При оценке компетенций проверяется сама компетенция, без привязки к образованию и опыту.

    Из названия понятно, что система независимой оценки компетенций направлена на работу только с цифровыми компетенциями — это тоже позволяет различать цели этих систем.

    Тенденция последних лет — отказ работодателей от формальных требований к соискателям. Рекрутинговые порталы убирают из требований к резюме строчку об образовании. Спецпредставитель Президента России Дмитрий Песков недавно предложил учитывать «срок годности» дипломов. В цифровой экономике это закономерно: работодателей интересуют актуальные возможности работника, им важно, что человек знает и умеет сейчас, а не когда-то.
    Планируется ли использовать корпоративные практики в области независимой оценки компетенций?
    Действительно, очень многие корпорации, в числе которых — Сбер, РЖД, Ростелеком, ведущие ИТ-компании — развивают свои системы оценки компетенций. Мы же создаем независимую оценку компетенций, которая рассчитана на гораздо более широкий круг потребителей, и одна из наших задач — сделать ее доступной для всех предприятий и всех граждан, изучив и обобщив в том числе корпоративный опыт.

    Человек окончил университет или освоил набор учебных курсов, написал об этом в своем резюме, но для работодателя это недостаточно внятный сигнал. Если он же прошел независимую оценку компетенций, работодатель посмотрит на ее результаты и сразу поймет, какую ценность соискатель для него представляет. Например, при оценке навыков программирования на Python он набрал 95 баллов из 100 возможных, и это значит, что он не просто хороший программист, а умеет хорошо программировать именно на этом языке.
    Где можно будет пройти независимую оценку компетенций? Будет ли разработана отдельная онлайн-платформа?
    Единую онлайн-платформу по оценке создавать вряд ли целесообразно, а вот работать над платформой-агрегатором результатов необходимо.
    К диагностикам на этой платформе должны предъявляться четкие требования, касающиеся валидности (достоверности и обоснованности результатов), фиксации и защиты данных, протоколов обмена данными. В перспективе результаты всех диагностик, которые человек прошел с помощью единой платформы, должны быть переведены в единую шкалу — например, стобалльную, и в его персональном профиле было бы видно, какими компетенциями он владеет и на каком уровне.
    Как человек в дальнейшем сможет использовать результаты независимой оценки компетенций?
    Результаты диагностик станут частью персонального профиля компетенций человека, куда также войдет информация о его образовании, результаты, полученные на олимпиадах, хакатонах, в проектной деятельности, профессиональные достижения и так далее. В перспективе персональный профиль компетенций может войти в единую систему идентификации и аутентификации, стать частью «цифрового профиля» каждого гражданина России.

    Ссылку на свой персональный профиль с результатами оценки компетенций человек сможет отправлять потенциальным работодателям. Если же он сочтет возможным открыть профиль для всех желающих, то и работодатели будут иметь к нему доступ при поиске сотрудников.

    Независимая оценка может сыграть важную роль в профессиональном развитии, в карьере каждого человека. С одной стороны, это возможность выявить свой уровень владения компетенциями, с другой стороны — сообщить о них потенциальным работодателям.

    Включайтесь в реализацию системы независимой оценки компетенций цифровой экономики

    Экспертная группа #5
    НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
    Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает экспертов сферы образования и развития персонала принять участие в мероприятиях по разработке и апробации моделей и инструментов независимой оценки компетенций цифровой экономики в составе экспертной группы Центра компетенций.

    Отбор сервисов для участия в системе независимой оценки

    Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает к участию в проекте организации с опытом оценки компетенций цифровой экономики с использованием собственной ИТ-платформы.

    Организация предоставляет официальное письмо с подтверждением готовности принять участие в реализации системы независимой оценки компетенций и подтверждает сооветствие требованиям Порядка НОК ЦЭ и Положения о форматах НОК ЦЭ.

    ИТ-платформа
    Наличие собственной ИТ-платформы оценки компетенций с сохранением цифрового следа
    1
    Персонализация данных
    Идентификация личности соискателя оценки
    2
    Сквозная идентификация
    Идентификация личности соискателей оценки с использованием ECИА
    3
    Достоверность данных
    Мероприятия затрудняющие нарушение регламента (правил) оценки
    4
    Профиль компетенций
    Наличие личного кабинета гражданина для сохранения результатов оценки
    5
    Персональная траектория
    Наличие рекомендаций по формированию и развитию компетенций
    6